Лёгкость на подъём, характерная для моёй «работы на день», позволила мне пообщаться с величайшими пилотами и учителями в нашем спорте; людьми, которые достигли гораздо большего, чем просто успех. У них разные стили, и даже разные дисциплины в спорте, но у них у всех есть одна общая вещь: стремление к мастерству. Я хочу поделиться этим богатством знаний. В третье издание включена новая информация из разных областей, в том числе по Рефлексным крыльям, которые завоевали более широкое признание. Плюс в него добавлено больше фото и графических материалов.
Инструкторы по мотопарапланеризму остаются нашим величайшим ресурсом. Надеюсь, этот материал служит им дополнительным инструментом, так же, как и тем, кто только приходит в спорт, и тем, кто стремится совершенствовать свои навыки.
Никакая книга не может привить мастерство. Мы надеемся показать не только, как выполнить задание, но и какие тренировки превратят задание в навык с минимально возможным риском. Невозможно изучить двигательные навыки и ощущения, читая книгу, но, зная какие упражнения помогут развить какие навыки, можно быстрее продвинуться в нужном направлении.
Нет риска – нет вознаграждения. Полёт всегда сопряжен с риском. Согласно той небольшой статистике, которой мы располагаем, наши шансы на выживание немного выше, чем у пилотов небольших самолетов или дельталётов, но несколько выше и вероятность незначительных травм. Наше главное преимущество – небольшая скорость.
Конечно, это не так безопасно, как наблюдать жизнь на экране телевизора, но зато это приносит гораздо больше удовлетворения. Уилбур Райт отвечал своим многочисленным оппонентам: «Если Вы хотите полной безопасности, сидите на заборе и наблюдайте за птичками». Но даже это может быть опасным.
Эта книга ни в коем случае не должна использоваться для самостоятельного обучения! К счастью, с наличием стольких квалифицированных инструкторов, необходимость в таком рискованном предприятии отпала. Нельзя пытаться выполнить абсолютно ничего из этой книги без предварительного хорошего инструктажа.
Наш летательный аппарат – это чудо простоты. Грациозный и маневренный в воздухе, но неуклюжий и требующий напряжения сил на земле. Впечатляет, сколько неуклюжести может быть преодолено небольшим инвестированием в инструктора.
Раздел I посвящен первичной подготовке к первому полету, включая терминологию. Последующие разделы будут более содержательными. Предполагается, что ответственность за подбор подходящего оборудования, условий, места и других деталей возьмёт на себя Ваш инструктор.
Раздел II охватывает основную информацию, необходимую, чтобы двигаться дальше самостоятельно. Ваш инструктор может сделать так, чтобы материал наиболее полно соответствовал вашему местоположению и ситуации. Например, если Вы живете около большого города, поинтересуйтесь соответствующими картами и особенностями воздушного пространства. Если Вы живете в горной местности, копайте глубже в отношении местных особенностей погоды.
Читайте Раздел III, если Вы стремитесь совершенствовать тонкости управления летательным аппаратом. Уровень контроля крыла, доступный тем, кто хочет учиться, на самом деле изумляет. Есть много нюансов.
Каждый пилот, в конце концов, должен прочесть Раздел IV и сформировать у себя более полное понимание того, что происходит вокруг него, особенно главу по аэродинамике. Помимо прочего, она развенчивает мифы, которые продолжают существовать.
Если Вы опытный пилот и собираетесь покупать оборудование, то сначала прочтите Раздел V. Новички должны выбирать инструктора, а не оборудование, но, понимание альтернатив им тоже будет полезным. Это может помочь избежать тёмных дельцов, которые попытаются подогнать их круглое оборудование под квадратное отверстие Ваших потребностей.
Раздел VI предлагает советы по дополнительным возможностям, которые дает использование параплана. Некоторые из этих возможностей – просто развлечение, но, не в этом ли смысл нашего спорта?
Обновления и дополнительная информация к этой книге размещаются на www. FootFlyer.com.Видео и другие материалы будут размещаться там же, в разделе “Educational”.
Многие люди внесли свой вклад в мои самые ранние и любимые воспоминания об этом спорте и моих полётах; я благодарен им всем. Вот только некоторые.
Мама: «Это временная прихоть, ты это перерастешь». Слова, которые мои 13-летние уши не соглашались принимать. К счастью, она не только негодовала, но в конечном итоге, даже поощряла моё стремление к полетам.
Эрик Дюфор: «Не смотри на крыло – оно не скажет тебе ничего такого, что ты не сможешь почувствовать». На моем первом слёте я наблюдал, как этот человек по-настоящему управляет летательным аппаратом и узнал, что с ним можно проделывать.
Мишель Даниэль: «Это - слёт. Если кто-нибудь рассердится на тебя за ранний старт, посылай их ко мне!» - после того, как я спросил можно ли стартовать на рассвете во время их первого слёта «Фиеста на воздушном шаре».
Ник Шолтес: «Я подумал, тебе не интересно». – После моего знакомства со спортом я исчез. Когда мы встретились следующий раз, я прошёл подготовку, приобрел снаряжение и не мог налетаться. В течение следующих нескольких лет мы «налетывались» по глотку.
Марк Соренсон: «Хочешь подняться вверх - добавь больше газу». – Слова моего первого инструктора по моторному парапланеризму (МПП), на которые мне следовало обратить больше внимания. Жаль, что оценил их так нескоро.
Джерри Даниэль: «Мы летаем потому, что людям это интересно. Уберите людей и, в конце концов, мы перестанем летать». Мудрость, которая определяла многие мои ранние усилия, а так же и некоторые из текущих (включая эту книгу).
Крис Баулз: «О, заработало!» - Слова, которые завершили первое собрание Ассоциации Моторного Парапланеризма США, когда он узнал, что у него дома в горах Мур Маунтинз сформировались условия для парящих полётов.
Алекс Варв: «Это моя малышка, мне нравится периодически выходить и просто восхищаться ею» - Это относилось к его недавно усовершенствованной машине, на которой установлено больше приборов, чем на некоторых самолётах. И он даже знал, для чего они все нужны.
Роб Суттер: «Джефф, тебе стоит на это взглянуть. Хочешь поехать со мной на одно из этих мероприятий по мотопарапланеризму?» - парень, который заманил меня бросить первый судьбоносный взгляд на мотопарапланеризм. Сам он так никогда и не приобщился.
Алан Чукулэйт: «Просто отклонись назад и за дело!» - одно из многих предписаний от инструктора, который по-настоящему научил меня кайтингу.
Джефф Уильямс: «Тебе даже может понравиться парить». – Мой первый инструктор по парапланеризму, чья терпеливая мудрость направила меня за пределы основ и привила любовь к свободным полётам.
Братья Касаудемек, Хосе и Хавьер: «С таким весом эта штука будет летать просто отлично». - Два джентльмена, которые посоветовали мне бывший в употреблении парамотор, который стал моим первым и которым я пользовался дольше всего. Они оказались правы.
Элизабет Герин: «А, ты тот, который вообще не спускался на землю». – Когда мы встретились через несколько месяцев после моего первого слета.
Брюс Браун: «Хочешь поиграть на дороге?» - заманивание, предшествовавшее замечательной весёлой возне на малой высоте над пустыней Нью Мексикан во время моего первого слёта.
Фил Руссман: «Это всё?» - одарённый организатор контента, который всегда подталкивал меня к совершенству. Да, это всё.
Маме – чудесному человеку, требовательному редактору, английскому Майеру, журналистке, творческому работнику слова и жестокому критику.
Деннису Пегину – в первую очередь за то, что заставил меня взяться за эту работу, отредактировал её, терпел мою нестандартность и за еще большую жесткость!
Тиму Кайзеру – редактирование, постоянная «жертва» для фотосъёмки и капитан «Энтерпрайза», чей долгий путь у руля сделал возможными многие страницы работы.
А еще он был моим первым учеником и выжил. К счастью, с ним было легко.
Марк Эндрюс | Маневры |
Боб Армонд | Трайки, настройки, чрезвычайные ситуации |
Чед Бастиан | Маневры, чрезвычайные ситуации |
Джефф Баумгартнер | Изготовление в домашних условиях |
Стив Босер | Винты |
Билл Брили | Манёвры |
И многим другим.
Когда мой друг Роб Суттер впервые предложил этот спорт, я решил, что он - чокнутый. «Что ты хочешь делать?» -переспросил я. Он знал, что я был помешан на полётах. Это было не трудно – я жил на аэродроме, имел во дворе ангар, владел самолётом, вертолётом, и зарабатывал на жизнь полётами. Смешно, но он решил, что я стану лёгкой мишенью и захочу ещё одну летающую штуку, о которой я даже никогда не слышал. Этот парамотор напомнил мне о парне, который взлетел над Лос-Анджелесом в садовом кресле на шарах для метеозонда. Только не я. Но Роб настаивал, говоря, что это более тонкая вещь и что ему нужен кто-то, кто разделил бы с ним это. Так я отправился посмотреть.
То, что я увидел, оказалось поражающим, предлагающим изящество и контроль, которые я не мог себе даже вообразить. Раньше я полагал, что на это можно, скорее, в какой-то степени влиять, чем управлять им. Но, когда начал интересоваться, стало ясно, что это прекрасно управляется и не подчиняется малейшим завихрениям слабого ветерка. Я загорелся. Это казалось слишком хорошим, чтобы быть правдой, и в то же время было вполне доступным. Ещё больше волновало почти полное отсутствие правил. Я всю свою пилотскую жизнь соблюдал все необходимые ограничения, и это показалось мне выходом, по-настоящему хорошим выходом.
Мой разум потерял покой – мысль о полетах над окружающими полями по собственной прихоти распаляла желание. Вы хотите сказать, что я смогу летать в свое свободное время в любом направлении во всех трёх плоскостях? Я думал: «Где-то должен быть подвох». А мысль о том, что можно подняться в воздух с ног заводила меня, как не заводило ничто другое в авиации. А я ведь уже летал на самолёте и по работе, и для развлечения, и только что получил лицензию на управление вертолётом. Это всё, конечно, было здорово, но парамотор казался намного более интригующим. В конце концов, его можно куда угодно брать с собой.
Я связался с Ником Шолтером, который уже летал неподалёку. Он был очень радушным, ответил на все мои многочисленные вопросы, и, даже, усадил меня в подвеску своего парамотора, подвешенную на какой-то штуковине в мастерской. Мы смотрели видео, бесконечно говорили и он развеял мои страхи. Да, риск есть, но он выглядел гораздо меньшим, чем другие риски, которые я добровольно на себя принимал.
Этот визит поставил печать на моей судьбе. К несчастью, всё это случилось во время Чикагских морозов – никаких полётов не было, а мне хотелось начать немедленно. Рекомендованный мне инструктор, Алан Чукулэйт, был недоступен, и меня направили к другому, Джеффу Уильямсу. Через восемь дней, вместивших мою поездку в Калифорнию, я получил парапланерную квалификацию USHGA P2 (по безмоторным полётам), опыт, который снова разжёг моё давнее восхищение парящими полётами (я начал летать на планере в 13 лет). Затем я начал искать мотор. После нескольких звонков «Аэролайт» в Майями удовлетворил мою жажду тяги, когда инструктор Марк Соренсон продал мне модифицированный им маленький мотор с прямым приводом. Хосе и Хавъер из «Аэролайта», которые только приняли линию «Флай», были крайне полезны. Марк согласился включить подготовку.
Через неделю снаряжение было у меня дома: крыло, мотор, шлем – всё было на месте. Я был зачарован. Перспектива выйти из дома и взлететь с 50 футов травы изумляла. Летом 1999 года я летал каждый день, когда позволяла погода, иногда и утром, и вечером. Сначала на месте, затем подальше, потом на 15 + мильные перелёты над пересечённой местностью в любом удобном мне направлении.
Я никак не мог насытиться свободой, сдерживаемое стремление к которой было сильнее всего из того, к чему я когда-либо стремился. Полёты давали мне столько энергии, что я стал об этом писать, хотя раньше у меня никогда не проявлялось интереса к этому занятию. Попроси меня какой-нибудь из учителей в школе перечислить писателей, я бы не составил длинный список. Но я писал, сначала в группы парамоторных новостей, а затем и в журналы, что позволяло мне заново пережить этот невероятный опыт.
Страсть взорвалась, заполняя многие стороны моей жизни и открывая новые. Простота, свобода, минимум правил – это привлекало, как никакая другая форма полётов, включая вертолёт. Я захотел сохранить это, дать нашему спорту голос, помочь создать хорошие тренировочные программы и вдохновить других присоединиться правильным путём. Эта книга – кульминация этого желания.
А сейчас о третьем издании. За последние годы изменилось очень многое. Были сняты невероятные фотографии, получил развитие старт с колёс, возросла популярность рефлексных крыльев, я изучил графику, больше узнал о парапланеризме, а читатели внесли больше предложений. Так появилась возможность сделать ещё один пересмотр. Как и раньше, я получил много помощи, которую я очень высоко ценю. Я надеюсь, Вам понравится результат.
«Если есть воздух, в нём нужно летать».
назад оглавление вперёд