www.paraevpatoriya.ucoz.ua
назад    оглавление    вперёд

Глава 1

Процесс подготовки

Нет, лицензии не требуется, но не думайте, что не требуется, так же, и навыков. Хотя моторные полеты на параплане могут олицетворять собой летную простоту, без надлежащей подготовки они могут доставить немало неприятностей. Хороший инструктор аккуратно направит вас в нужном направлении, в то время, как пилота с недостаточной подготовкой ждет ужасный и опасный опыт.

Сэкономив на подготовке, можно заплатить больше за ремонт оборудования и/или лечение. Многие без должной подготовки, столкнувшись с проблемами, просто сдаются и бросают парапланеризм.

Кроме того, полеты в национальном воздушном пространстве – серьёзное дело. Принимая во внимание происходящее в мире и опасения в обществе, полеты наугад, без знания юридических нюансов – просто безответственная глупость. К счастью, вы сделали большой шаг вперед, воспользовавшись этой книгой – инструктор воплотит написанное в жизнь.

Некоторые школы используют для ознакомительных полётов колесные тандемные летательные аппараты. Это позволяет ученикам не только насладиться полётом, но и попробовать управление. Эрик Сансли (сзади) дает возможность новому пилоту получить чувство полета.

Выбор инструктора

Мы занимаемся этим потому, что это приносит удовольствие, и подготовка тоже должна доставлять удовольствие. Постарайтесь найти инструктора, с которым вы можете найти общий язык, основательного и имеющего доступ к хорошему месту для полетов. Имейте в виду, что подготовка – это большая работа для вас обоих; не ожидайте, что с вами будут церемониться, но отношение к вам должно быть уважительным. Если вы горите желанием погрузиться в программу подготовки, то вы, вероятно, поладите с любым инструктором. Большинство инструкторов учат из любви к спорту, и уж, конечно, не ради славы или богатства! Даже при значительной компенсации за амортизацию оборудования это, все же, не может стать большим бизнесом. Инструкторы – это национальное достояние мотопарапланеризма.

Лучше всего выбирать школу по личной рекомендации пилота, которому вы доверяете. Постарайтесь найти в сообществе кого-нибудь, кто ничего не продает и с кем вы могли бы поговорить. По возможности, посетите потенциальных инструкторов, посмотрите как они работают – вы многое узнаете об их характере и стиле работы.

Если у вас нет возможности получить информацию о школе или инструкторе, то, по крайней мере, убедитесь, что они сертифицированы для обучения полетам на мотопараплане (PPG – Powered Paraglider), а не на каком-нибудь другом типе сверхлегкого летательного аппарата, например, моторном парашюте (PPC). Хотя правительство не требует наличия сертификата (кроме как для тандема), сертификат показывает, что они обладают, по крайней мере, минимально необходимым набором знаний и продемонстрировали способность обучать. Что они не только отвечают стандартам, установленным национальной организацией, но и используют обучающие ресурсы этой организации.

С осторожностью относитесь к тем, кто сам летает год или около того – они не могут быть хорошо знакомы с тонкостями работы с учениками. Практически любой пилот может объяснить как это делается, но опыт дает инструктору глубину понимания, позволяющую лучше распознать и скорректировать проблемы ученика.

Поинтересуйтесь, использует ли инструктор учебную программу, желательно, одобренную национальной организацией. Такая программа позволит не пропустить важных деталей.

Не переживайте слишком сильно об оборудовании и не покупайте на презентациях. Когда вам говорят, что то или это - «лучшее», отступите назад и осмотритесь. Могут быть скидки. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало вашему размеру, весу и высоте места взлета (полеты на высоте 5000 футов в Альбукерке требуют другого выбора, чем полеты на уровне моря). Опытный инструктор подберет то, что нужно из линейки оборудования, которой он уполномочен торговать. Получается, что ваш успех в спорте больше зависит от выбора инструктора, чем от выбора оборудования.


Школа

Если школа больше – это еще не означает, что она лучше, но, все же, в этом могут быть преимущества. Большие школы почти всегда работают на постоянной основе, что облегчает планирование. Вы сможете заниматься три-пять дней подряд – интенсивная подготовка способствует быстрому прогрессу. Правда, при этом Вам придется ездить. А поддержка будет, в основном, осуществляться по почте и телефону.

Меньшие школы, обычно содержащиеся одним человеком, тоже могут предложить в равной мере хорошую подготовку, но она, вероятнее всего, займет больше времени. Они могут заниматься с вами по выходным. Но, если они местные, в этом есть преимущество, поскольку Вы будете иметь более близкую поддержку в вопросах подготовки, оборудования, мест для полетов и, вероятно, сложившееся сообщество других пилотов. Если у Вас есть местный инструктор, и он квалифицирован, то Вам повезло. У большинства его нет.

Некоторые инструкторы могут приезжать к Вам, но выясните, что это будет Вам стоить. Подумайте так же, как Вы будете получать консультации после его отъезда.

Преимущество будет в том, что он поможет Вам подобрать местные площадки, определить местные особенности погоды, и разобраться с правовыми особенностями использования воздушного пространства в вашей местности.

  Предупреждение!

Никогда, никогда не допускайте, чтобы кто-то тащил Вас на веревке (даже вручную) и не привязывайтесь к стационарным объектам, когда Вы пристегнуты к параплану. Есть динамические свойства, которые делают это невероятно опасным. Были случаи гибели несведущих пилотов, пробовавших делать подобные вещи, выглядящие такими простыми. Одна из могущих случиться проблем – когда крыло резко идет в сторону и вниз, бросая Вас на землю. Если это начало происходить, остановить это с помощью органов управления уже невозможно.

Любая школа должна иметь доступ к достаточно открытому месту для полётов, которое ей разрешено использовать. Они так же должны иметь тренажер, материалы для наземной подготовки и образцы различного оборудования, имеющегося в продаже. Вероятно, они будут отдавать предпочтение всего нескольким типам крыльев и моторов, что нормально; они разобрались, как проводить подготовку на этом оборудовании и должны быть в состоянии его поддерживать.

Школы, проводящие обучение на своём оборудовании, компенсируют ущерб за счет ученика. Обычно они требуют залог. Некоторые школы требуют, чтобы оборудование было приобретено заранее.

Если школа предлагает ознакомительные тандемные полёты, попробуйте, чтобы понять для Вас ли это занятие. Вы можете, так же, посмотреть какие минимальные обязательства берет инструктор и школа. Другой хороший вариант – найти школу, которая проведет Вас на своем оборудовании через первый самостоятельный полет, а после этого можно будет решить, что делать дальше. Вы должны осознавать, что после такого вводного курса Вы ещё не готовы двигаться дальше самостоятельно.

Инструктор Брэд Вейсс работает с учеником над навыками кайтинга (управления крылом на земле). Как и на многих океанских пляжах, на этом дует ровный бриз с моря, идеальный для обучения управлению крылом. Выпирающая подвеска для свободных полётов – для защиты задней части пилота – типична для парящих подвесок.

Различные методы обучения

Есть много разных способов обучения и, конечно, их нельзя подогнать под один шаблон. Некоторые инструкторы очень расслаблены, некоторые сосредоточены. Некоторые более агрессивны, а некоторые консервативны. Инструкторы типа сержанта по строевой подготовке используют военный подход и имеют очень серьёзную манеру поведения, но при этом всё же могут быть очень эффективны.

Школы, имеющие рядом горы, вначале, вероятно, будут учить свободным полётам. Это – увлекательное занятие само по себе и оно познакомит Вас с другим типом полетов; это подход, который избрал я. Но это потребует больше труда, поскольку ветер должен соответствовать более жестким требованиям. Вы поймете, что такое «параожидание»: что делает пилот, сидя наверху на какой-нибудь стартовой площадке в ожидании лучшего ветра.

Равнинные школы, вероятнее всего, будут обучать полетам только с парамотором. Их методы могут включать буксировку или тандем, хотя некоторые обходятся и без этого. Первый полет их учеников – моторный. Это не идеальный вариант, но, с четким руководством, должной практикой на тренажере и большим открытым полем это может быть сделано с достаточным уровнем безопасности.


Способы буксировки

Безопасно поднять пилота на различную высоту можно несколькими методами. Все они включают подходящий буксирный трос, отцепной механизм у пилота, возможность контролировать натяжение троса оператором буксировки, слабое звено и возможность отсечения троса в случае опасности. Пилот должен иметь (и практиковаться в его использовании) разобщающее устройство и нож-пеликан для перерезывания буксира в крайнем случае.

Сделать операцию подъема безопаснее помогают специальные процедуры, включающие визуальные сигналы и хорошо продуманный процесс. Радиосвязь является нормой, но пилот обычно отвечает подъёмом ног (сигнал «да») или качанием ног (сигнал «нет»). Прежде всего, оператор буксировки должен иметь подготовку в управлении буксировочным устройством и уметь действовать в опасных ситуациях.

Большинство школ используют буксировочное устройство из скутера, заднее колесо которого заменено на барабан с буксирным тросом. Эти системы относительно недорогие, неподвижны, и могут управляться инструктором (хотя в идеале должен быть отдельный оператор буксировки). У оператора есть возможность быстро обрубить трос в случае опасности. При высоких подъёмах пилота обычно поднимают примерно до 800 футов (270 метров), хотя, возможен подъем и на большую высоту с большим количеством троса и на более свежем бризе. Может использоваться разворотный блок, через который на расстоянии 1000 футов, или около того, пропускается буксирный трос и проводится обратно к лебедке. Это позволяет ученику стартовать прямо с того места, где находится инструктор, облегчая диалог при подготовке и наблюдение за стартом. Чаще используются низкие подъемы, выполнять которые несколько безопаснее и во время которых Вы поднимаетесь примерно до 20 футов (7 метров).

Вы можете встретить ступенчатую буксировку. Пилота тянут на ветер как при буксировке скутером. В точке, где обычно осуществляется отцеп, барабан лебедки разобщается с приводом, пилот разворачивается по ветру и летит от лебедки, вытягивая за собой буксирный трос. Затем он снова разворачивается в сторону лебедки, которая приводится в действие, чтобы поднять еще выше – «шагнуть» на большую высоту, чем это возможно при обычной буксировке. Однако, если трос зацепится за что-нибудь, когда пилот летит от лебедки, он может нырнуть на землю. Этот рискованный метод не используется для тренировок.

Буксировка за автомобилем с лебедкой, потравливающей трос, ещё один способ подняться на большую высоту (свыше 2000 футов (около 700 метров) в зависимости от троса и условий). Этот способ требует большей дистанции для подъема и еще одного человека кроме водителя – оператора лебедки. Автомобиль начинает движение, поднимая пилота вверх, а лебедка вытравливает трос с контролируемым натяжением. Автомобиль может двигаться со скоростью 30 миль в час, а лебедка вытравливать трос со скоростью 15 миль в час, создавая эффективную тягу 15 миль в час. С продвижением автомобиля длина троса увеличивается. Если пилот взмывает вверх под очень крутым углом, (случается только при наличии легкого ветра), то может потребоваться настолько быстрое вытравливание троса с лебедки, что пилот даже не будет двигаться вперёд относительно земли, а только подниматься вверх, как сумасшедший. Это тот случай, когда опытные операторы лебедки должны воспользоваться своими навыками и предотвратить избыточный подъем дозируя скорость вытравливания и удерживая натяжение троса в допустимых пределах. Эти операции могут перегрузить парапланы и буксировочные уздечки. Наличие гильотины здесь особенно важно, поскольку при остановке вытравливания трос вдруг начинает двигаться со скоростью автомобиля – потенциальная катастрофа.

Буксировка за катером обычно обеспечивает самые высокие подъёмы – в хороших условиях можно набрать свыше 3000 футов. Будьте готовы платить больше из-за необходимости иметь мощный катер, оборудованный лебёдкой. Обычно этот способ используется для подъёма пилотов на высоту, достаточную для занятий аэробатикой или обучения обращению с крылом при опасных режимах полета. Выполняется, как буксировка за катером, только пилот стартует с берега, а летает, в основном, над водой. Должны применяться дополнительные меры предосторожности, такие, как наличие дополнительной плавучести на случай, если пилоту придется поплавать.

Буксировка в опытных руках – это большая помощь в подготовке. Но, когда она выполняется небрежно или неопытным оператором, она может быть смертельно опасной.
  1. Билл Брей управляет скутерным буксировочным устройством с помощью ручки газа и одновременно говорит с учеником по радио. Устройство имеет такое название потому, что сделано из скутера, заднее колесо которого было заменено на катушку с тросом. Для буксировки оно закрепляется неподвижно.

  2. Брюс Браун использует разворотный блок. При этом буксировочный трос идет до блока, разворачивается через него и возвращается до того места, где ученик и оператор буксировки могут разговаривать.

Все методы могут быть эффективными, хотя и не будут идеальными для стиля обучения каждого ученика. Лучшие инструкторы адаптируют программу под то, как обучается ученик, но кое-что зависит и от самого ученика.

Процесс обучения должен быть сбалансированным. Например, если Вы (или инструктор) слишком торопитесь, то очень легко пропустить необходимую информацию или отработку навыка. С другой стороны, обучение может забуксовать и потребуется повторение уроков; в этом случае легко разочароваться из-за видимого отсутствия прогресса. Есть разница между быстрым и небрежным обучением; с должными мерами предосторожности можно пройти программу быстрее с должным уровнем безопасности. Например, работа в более сильный ветер лучше подготовит вас к подобным условиям.

Первый полёт – это только начало. Намного больше ещё остается изучить и отработать, причем многое – под руководством инструктора. Нам дано много свободы, как в правилах, так и требованиях к подготовке. Правила не защищают пилота – только стороннюю публику. Таким образом, продолжение обучения полностью возложено на ученика – не только для самосохранения, но так же и для понимания национальной системы использования воздушного пространства, в рамках которой мы действуем.

Как и все свободы, полеты на мотопараплане требуют ответственности. Либо мы примем эту ответственность, либо утратим свободу.

Сертификация

Ищите инструктора, сертифицированного организацией с детальной парапланерной или мотопарапланерной программой. Каждый может повесить вывеску и назваться инструктором, но не каждый может продемонстрировать знания и умения. Могут быть хорошие инструкторы без сертификатов, но потенциальному ученику необходимо навести о них справки. Перечень школ и уровень их сертификации можно найти на www.USPPA.org.

Имейте в виду, что требования для получения сертификата различаются очень сильно; некоторые организации просто ставят штамп инструктора на основании не моторных парапланерных навыков. Узнайте, какой минимум навыков они должны показать, чтобы получить свой статус. Если пилот сам не может продемонстрировать определенные навыки, то ему трудно будет обучить им других.

Ни одна программа сертификации не является идеальной; все они зависят от конкретных людей-инструкторов, и вне зависимости от организации, будут различаться. Подобная разнородность преследует, так же, и государственные сертификационные программы.

Вспомогательные средства для тренировок

Вспомогательные средства для парамоторной подготовки просты и эффективны. Наиболее важным является тренажер (симулятор), который может представлять из себя просто место, где можно висеть, прицепившись за карабины. Все уважающие себя школы используют его в том или ином виде.

Другим важным помощником в подготовке к первому самостоятельному моторному полету является возможность подниматься в воздух, хотя бы для коротких безмоторных полетов. Это поможет смягчить волнения, связанные с первым полётом. Если ваша школа не предоставляет такой возможности (буксировка, взлет со склона или тандем), то рекомендуется хотя бы раз полетать с инструктором на любом летательном аппарате, который есть в наличии. Даже полет на моторном парашюте или сверхлегком самолете будет лучше, чем нырок в воздух без предварительного опыта пилотирования; чем меньше незнакомых ощущений, тем лучше.




Учебные тандемные полёты с ног трудны для пилота, поскольку ему приходится нести мотор, мощности которого будет достаточно для объединенного веса пилота и пассажира. (1) Джаррод Боттонелли стартует на высоте 5000 футов в Альбукерке, Нью-Мексико. (2) Франческо ДеСантис и Дон Писточчи летают на Западном побережье Флориды.

Буксировка

Буксировка заключается в том, что опытный оператор поднимает Вас вверх, как воздушного змея. В воздухе Вы отцепляетесь и планируете на посадку. После нескольких низких подъёмов для получения базовых навыков управления парапланом, вы можете перейти к более высоким полётам (зависит от школы – некоторые выполняют только низкие подъёмы).

Буксировка используется, так же, для подъёма свободнолетающих парапланеристов на высоту, достаточную, чтобы поймать восходящие потоки воздуха («термики») и парить без мотора. Они буксируются на очень длинных тросах и обычно отцепляются выше 300 футов. При подходящих условиях они могут летать таким образом часами. Из-за турбулентных условий, связанных с термиками, парящие полеты требуют других, более глубоких навыков. Это более опасное занятие, но оно имеет свою прелесть.

Операторы буксировки должны знать своё дело. Желательно, чтобы они были сертифицированными, хотя, технически, этого не требуется. Некоторые школы выполняют только низкие подъёмы, которые, в целом, более безопасны, чем высокие, но, тем не менее, требуют крайней осторожности, поскольку пилот находится близко от земли.

При определённом ветре (5-10 миль в час) возможна ручная буксировка с соблюдением соответствующих мер безопасности. Это дает некоторое минимальное ощущение крыла, полёта и посадки. Для этого требуется ветер и на удивление мощная тяга, создаваемая двумя людьми, которые знают, что они делают. Как и другие виды буксировки, эта может быстро пойти криво, если выполняется неправильно.

Горы

Невысокие холмы годятся только для свободных полётов над самой землёй. Перед тем, как надеть парамотор, Вы можете отрабатывать взлёт, короткий полёт и посадку – неплохое преимущество. Для этого используется лёгкая подвеска, так, что шагание вверх по склону – не очень тяжелое занятие. Так учатся парапланеризму (без мотора) большинство учеников – старт с невысоких холмов с постепенным переходом на высоты, на которых, при подходящих условиях, возможны парящие полёты. Склон холма должен иметь крутизну примерно 4 к 1, то есть, он должен опускаться на 1 фут на каждые четыре фута вперёд. Это упрощает старт и позволяет параплану в полёте отойти от склона. Ваше время в полёте (и высота) может определяться высотой старта. В правильных условиях это идеально, но требует либо безветрия, либо ветра, дующего прямо на склон. Большинство школ в холмистой местности имеют несколько мест, чтобы можно было выбрать холм с правильным ветром.

Тандемы

Тандемы позволяют Вам взлететь с опытным пилотом за «рулём» двухместного аппарата. Полёты на тандемах часто выполняются на двухместных трайках, но иногда стартуют с ног, что является более трудной задачей для пилота. Они дают возможность ощутить полёт, получить базовое понимание управления и дают возможность инструктору определить вашу реакцию на полёт.

В США и большинстве других стран для выполнения таких полётов тандемные пилоты должны иметь специальную пилотскую квалификацию или сертификат, а так же следовать специальным правилам, регламентирующим эти полёты. В США сверхлегкие летательные аппараты законодательно ограничены одиночными полётами, и могут использоваться в тандеме только как исключение (смотрите www.FootFlyer.com) и в учебных целях.

Тренировки в тандеме могут быть очень эффективными, хотя управление ощущается не так, как на одиночных крыльях, но принципы и правила те же. Тандем будет труднее управляться, не будет так же хорошо набирать высоту и, вероятно, не будет поворачивать так же решительно.

Колёса

Учиться летать на колесах с использованием устойчивой тележки – тоже неплохой метод. Некоторые школы сначала учат стартовать на колёсах, а потом уже переходят к старту с ног. При этом приобретение навыков, особенно по управлению крылом, займет не времени не меньше, но уменьшается риск поломок оборудования на ранних стадиях. Старт на колёсах, конечно, очень сильно отличается от старта с ног (смотри Главу 6).

Тренажер

Это, может быть, самая важная часть оборудования, используемая любым инструктором. Он дает возможность ученику сидеть в моторной подвеске, пристегнутой за карабины. Он может быть очень простым, в виде дух ремней, перекинутых через ветку дерева, или сложным устройством со стропами управления, амортизаторами и специальными разводителями строп.

На этом простом приспособлении будут отрабатываться важные аспекты полёта. Кроме некоторых нормальных полетных упражнений, Вы отработаете действия в аварийных ситуациях, действия по выходу из которых не всегда очевидны и должны отрабатываться.

Вы научитесь реагировать на указания инструктора по радио, справляясь с потоком непривычных ощущений. Во время первого полёта Вы будете рады, что потратили время на тренажере.

Симулятор ручки управления двигателем (РУД)

Это ручка управления, которая ведет себя так же, как и её подключенный к мотору собрат, только с тросом, который идёт в никуда. Это кажется глупым до того момента, пока Вы не окажетесь стоящим со всеми этими приспособлениями в каждой руке. Предварительные тренировки с симулятором РУДа помогают облегчить тренировку по сравнению с ношением всего мотора.

Рама с грузами

Некоторые школы используют раму (без мотора), на которую по мере роста навыков можно постепенно добавлять вес. Это позволяет осваивать кайтинг с надетой моторной рамой, но без полной весовой нагрузки парамотора.

Мультимедиа

Вам, вероятно, покажут видео. «Risk and Reward» – это то, что нужно посмотреть обязательно, затем «Instability II» и, вероятно, что-нибудь ещё. Некоторые фильмы сняты с юмором и доставляют удовольствие при просмотре.

Имейте в виду, что это только инструменты. Как и эта книга, они не заменяют обучение, а дополняют его.

Радиостанции.

У нас одиночный летательный аппарат и это делает связь важным элементом. Хорошие радиостанции позволяют инструктору давать Вам указания во время отработки старта, полёта и приземления. Инструктор может дать инструкции, если что-то пошло не так или если изменились условия. Либо Вам придётся купить, либо Вам предоставят шлем с наушниками, подключаемый к радио, через который Вы будете слушать инструктора.

Приближение этого Первого Полёта.

Видео, которое необходимо посмотреть – это “Risk and Reward” (Риск и вознаграждение). В нём показано где есть риск и как его избежать. Если и есть видео, которое необходимо приобрести, то это оно. В идеале Вам нужно просмотреть его несколько раз, причем один раз вместе с инструктором. Задавайте вопросы обо всём, что осталось неясно. Но, гораздо важнее просмотров – тренировки! Видео выпущено USPPA (Ассоциация Моторного Парапланеризма Соединённых Штатов). Продюсер / пилот-мотопарапланерист Фил Руссман (на фото держится за симулятор, построенный специально для съёмок), я и другие вложили в него несколько сот часов своего времени. Вильям Шатнер, который несколько раз появляется в видео, прошёл инструктаж в Калифорнии и сделал 12 полётов. Несколько лет спустя он попросил помощи, летая на благотворительном мероприятии в Чикаго. Как сертифицированный пилот самолёта, он знал важность обучения, обновления и личные ограничения. Ник Шолтез согласился быть инструктором и мы все работали вместе, чтобы всё прошло безопасно. На большой картинке мистер Шатнер летит на восток над ландшафтом Северного Иллинойса, в сопровождении Ника (справа), меня (веду съёмку) и нескольких пилотов из Иллинойса. Миссия была выполнена успешно. Одно очко в пользу Федерации!

Как и в любом обучении, успех и безопасность будут во многом зависеть от вашего отношения. Очень важно слушать инструктора и должным образом реагировать на его указания. Это не всегда легко сделать; начинающим пилотам бывает трудно воспринимать указания инструктора из-за шума и перегруженности ощущениями, сопровождающей первые полёты. Большую помощь окажут правильное отношение и тренировки на тренажере – инструктор хочет, чтобы Вы преуспели, но у него должна быть возможность работать с Вами. Подходите к урокам с пониманием этого. Даже если обучение иногда кажется грубым – это от крайней необходимости чёткого следования инструкциям. Вероятнее всего, ваша связь с инструктором укрепится и будет продолжаться долгие годы.

Сколько это займёт времени?

Длительность обучения предсказать очень сложно, поскольку на неё влияет очень много переменных во главе с погодой. Если преобладает лётная погода, ожидайте первый полёт через 2 – 5 дней тренировок. Самостоятельный полёт под контролем может быть выполнен довольно скоро, если принять дополнительные меры безопасности и предосторожности, но, всё-таки, это еще слишком рано в ходе процесса обучения.

Многое будет зависеть от вашей выносливости. Способность управлять крылом на земле (кайтинг) – самый важный навык для взлёта, приобретение которого требует усилий. Задействованные мышцы дадут о себе знать после первого же дня тренировок.

Обучение намного более трудное занятие, чем полёты. Однажды приобретя необходимые навыки, вы будете удерживать вес мотора около минуты или около того до того, как после взлёта он превратится в волшебное кресло. Но, получение даже начальных навыков управления крылом займёт несколько часов, а совершенствование – годы.

Зависимость от погоды

Одно из наиболее желаемых лётных условий – спокойный воздух. К сожалению, для первоначального обучения идеальным является ветер от 6 до 12 миль в час (2,7 – 5,4 м/с). Порывистый полуденный ветер так же нежелателен для тренировок, как и для полётов. Побережья с умеренным морским бризом, дующим с моря после полудня почти каждый тёплый день, представляют наилучшие условия.

Зима представляет как вызовы, так и возможности. Более низкое солнце означает, что типично более сильные ветры будут ровнее, что хорошо для кайтинга. Кроме того, спокойная погода держится дольше в течение дня.

Продвижение

Если Вам приходится ездить в отдалённую школу, то постарайтесь спланировать хотя бы 3 дня подряд, а лучше 5. Это увеличит шансы застать приемлемую погоду. В зависимости от местоположения и времени года с этим могут быть проблемы. Если школа находится в пределах ежедневной езды – Вы один из немногих счастливчиков, но будьте готовы к тому, что занятия могут отменить по погоде – сначала позвоните.

В первый день по прибытии Вас познакомят с людьми, покажут школу и, да – бумаги. Имейте заправленную ручку и очки для чтения: форм множество, и напечатаны они мелким шрифтом. Не дайте себя отпугнуть многочисленным и страшно звучащим отказам от претензий. Риск действительно существует, но спорт не настолько опасен, как Вам может показаться.

Приготовьтесь к тому, что Вам предложат купить некоторые вещи, даже если Ваши большие покупки уже сделаны. Типичные первые покупки – подвеска для кайтинга и шлем. Лучше не покупать снаряжение заранее, если Вас не попросила об этом школа – у каждого инструктора есть причины использовать то, что он использует. Часто это совместимость с их стилем тренировок и оборудованием. Возможно, к концу обучения Вы определитесь с мотором и крылом. Все моторы и большинство современных крыльев годятся как для обучения, так и для полётов, поэтому лучшим выбором будет купить то оборудование, на котором Вы учитесь. Затем, когда Вы приобретёте больше опыта в течение года или около того, Вы сможете более осознанно оценить другие брэнды.

Если позволят условия, то ожидайте, что в первый день Вы будете заниматься кайтингом. Середина дня может быть использована для работы на тренажере и наземной подготовки, поскольку это подходящее время, чтобы подвеситься на тренажере и подогнать подвеску. Отработка кайтинга – это очень важно. Если есть возможность практиковаться самому – это большое преимущество, но сначала получите хотя бы базовую подготовку. После обретения сноровки в управлении крылом с лёгкой подвеской (в идеале 15 – 25 часов), Вы перейдете к тренировкам с выключенным мотором. Затем снова тренировки на тренажере с инструктором на радиосвязи, и, вероятно, с работающим мотором.

Великий день вашего первого полёта вероятно, перед отправкой Вас наверх,будет включать полномасштабное повторение и обзор действий в аварийных ситуациях. Самостоятельный полет может быть «с помощью», то есть Вы можете подняться в воздух раньше, но в менее подготовленном состоянии. В этом нет ничего плохого, если Вы будете продолжать дальнейшее обучение.

Для тех, кто может тренироваться поэтапно, предпочтительно пройти обучение кайтингу на раннем этапе, поскольку потом Вы сможете тренироваться дома. Соблюдайте данные инструктором меры безопасности – когда Вы пристёгнуты к крылу всегда существует опасность.

Часто, когда Вам кажется, что начался застой, а то и движение назад, может возникать чувство разочарования. Такое бывает. В один день всё идет великолепно, а в другой Вы не можете вспомнить, что такое строп. Это неприятно, но нормально. Продолжайте работать и успех придет.

Предыдущий опыт.

И так, Вы пилот авиалайнера (или вертолётчик, или планерист, или дельтапланерист и т. д.)? Здесь это Вам не сильно поможет, хотя, знания будут полезными: у Вас уже есть понятие о воздушном пространстве, общей аэродинамике и т. д. Но в физическом плане этот спорт может подвергнуть предыдущий опыт осмеянию.

Мы пришли к выводу, что предшествующий опыт полётов на других аппаратах не играет никакой роли при обучении моторному парапланеризму. Основныедействия по управлениюочень сильно отличаются от всего, с чем Вы, вероятно, встречались. Хоть они и не сложные, они определённо требуют такого же внимания и уважения, что и отказы одного из двигателей после достижения скорости невозвращения (или авторотации, или посадки на точность приземления, или поломки двигателя, или что бы то ни было).

Это предупреждение особенно касается парашютистов. Не поддавайтесь искушению считать купол просто более эффективной версией того, с чем вы прыгали раньше. Некоторые манёвры, выполняемые хорошими парашютистами, могут быть смертельно опасными в парапланеризме. Один опытный парашютист, который стал инструктором по мотопарапланеризму, рассказывает, как он чуть себя не убил таким отношением; он пытался обращаться с парапланом, как со своим куполом для затяжных прыжков. Вероятно, научиться летать будет легче, а избавиться от определённых привычек – труднее.

Худшее, что может сделать пилот другого летательного аппарата – это сократить свою подготовку на основании тех навыков, которыми он уже обладает. Такое высокомерие предшествовало смерти многих, кто подходил с позиции превосходства.

Процесс обучения будет, как и многое другое, и огорчать, и придавать силы. В нем будут спады и подъёмы, но в результате Вы получите ни с чем не сравнимый опыт, ценность которого будет намного выше затраченных усилий.




  назад    оглавление    вперёд