www.paraevpatoriya.ucoz.ua
назад    оглавление    вперёд

Глава 3

УПРАВЛЕНИЕ КРЫЛОМ

Управление крылом на земле, или кайтинг, - это постановка крыла над головой и управление им на ветру. К счастью, это тоже удовольствие, поскольку управление крылом на земле – это основополагающий навык нашего спорта. И именно им труднее всего овладеть по-настоящему.

Цель кайтинга – удержание крыла над головой почти не сходя с места. Отработка кайтинга - это отработка старта. Он поможет вам преуспеть, хорошо выглядеть и избежать многих затратных последствий.

Изящество и навыки работы в более сильный ветер придут с тренировками, которые можно проводить на любой открытой площадке при ровном стабильном ветре. Но будьте осторожны: без должного инструктажа это очень опасно.

Ваша площадка должна быть большой, свободной от выступающих предметов, которые могут порвать ткань или запутать стропы, и располагаться в наветренном положении относительно здании или других препятствии, создающих турбулентность (ветровую тень). Площадка должна быть ровной в подветренном направлении, в котором Вас будет сносить при усилении ветра. Мощная тяга крыла в порывах ветра может оказаться непреодолимой.

Слушайте инструктора. Он может уберечь Вас от множества неприятностей важными, хотя и кажущимися иногда тривиальными, советами. Как только Вы пройдете основы и поймете когда можно заниматься кайтингом, самостоятельные тренировки существенно ускорят процесс подготовки. Повторение смазывает колеса прогресса.

Мало кто из учеников захочет заниматься кайтингом при ветре, скорость которого превышает, примерно, 10 миль в час (4,5 м/с), а, чтобы тренировка была эффективной, она должна составлять, по крайней мере, 7 миль в час (3,1 м/с). По мере приобретения навыков Вы сможете управляться с ветром от 5 до 14 миль в час (от 2,2 м/с до 6,3 м/с).

  Предупреждение!

Даже при умеренном ветре будьте готовы работать с крылом, как только Вы его присоединили. Неожиданный порыв ветра может легко вывести Вас из равновесия. Отрабатывайте способы опускания крыла и поиск ножа-стропореза.

Опускание крыла

Крыло при ветре обладает мощной тягой; перед тем, как учиться им управлять, научитесь сперва его опускать. Ниже приводится несколько приемов. Они работают лучше, если идти или бежать навстречу крылу, но могут так же использоваться, если Вас потащило ветром. Ваша цель – ухватиться за кончик ткани и затем тянуть, перебирая руками, за верхнюю поверхность, пока не будете держаться, примерно, за центральную камеру.

  1. Обычный способ – сильно потянуть обе клеванты вниз до тех пор, пока крыло не опустится. Если ветер сильный, то сначала отпустите стропы управления, чтобы крыло сделало над головой клевок вперед, а после этого сильно потяните их вниз чтобы крыло быстро прошло положение наибольшей тяги.
  2. Возьмитесь за свободные концы ряда С (третий ряд назад от ряда А) и потяните их вниз насколько возможно. Удерживайте в таком положении. Когда Вас тащит, найти их может быть непросто, поэтому отрабатывайте этот прием в более контролируемых условиях.
  3. Глубоко потяните только одну стропу управления и продолжайте тянуть, если необходимо, перебирая руками, пока не ухватитесь за кончик ткани. Крыло может хлопать и вращаться, перекручивая стропы, но Вы все равно продолжайте тянуть.
  4. Ухватитесь за любую центральную стропу и тяните, пока не доберетесь до ткани. При этом появляется риск получения ожога от стропы, особенно если Вы без перчаток.

Положения клевант / нагрузка на стропах управления

Положения клевант / усилия

Ссылки на положения рук проиллюстрированы ниже. Однако, Вы должны научиться привязывать их к усилию на клевантах, а не к позиции. У разных парапланов они будут отличаться; положение 2 одного параплана может оказывать очень слабое влияние, а другой оно может загонять в спираль.

Мы будем описывать положения клевант с помощью чисел от 0 до 5. Нуль – когда руки вверху, а пять – максимальное натяжение строп управления без срыва потока на крыле (когда заканчивается полет и начинается падение). Обратите внимание, что до положения 4 включительно предплечья следует держать вертикально.

Думайте об управляющих воздействиях скорее, как об усилиях, чем как о положениях. Если для достижения положения 3 требуется усилие в 5 фунтов (2,3 кг), запомните 5 фунтов. Все крылья разные, а у парамоторов с нижними точками подцепа положения рук будут ниже, чем у парамоторов с высокими точками подцепа. При опробовании новой модели будьте особенно осторожны в отношении избыточной нагрузки на клеванты. Если есть возможность, настройте стропы управления так, чтобы соблюдались следующие положения, обеспечивающие максимальный ход клевант.

Эти положения будут зависеть от длины строп управления вашего параплана, но её нужно настроить так, чтобы в целом они соблюдались. Имейте в виду, что при определенных условиях срыв потока на крыле может произойти задолго до достижения положения 5.



Подготовка себя

Кроме крыла Вам потребуется подвеска, шлем и перчатки (рекомендуется). Подвеску, состоящую из одних ремней (типа альпинистской), может быть трудно надеть. Перед тем как использовать подвеску, убедитесь, что Вы понимаете как она работает. Карабины должны крепиться к основному структурному элементу подвески или предназначенным для этого петлям. У парапланов есть рекомендованный разнос свободных концов (смотрите Главу 12), поэтому в подвесках для кайтинга, если они специально не предназначены для полетов, нельзя летать.

Для предотвращения запутывания держите клеванты пристегнутыми, а свободные концы укладывайте отдельно.

Карабины должны открываться внутрь, в направлении друг друга, чтобы уменьшить вероятность зацепа строп или их случайное попадание в карабин.

Легкие перчатки улучшают захват и предотвращают ожоги от строп, если порыв ветра захватит часть крыла, протягивая стропу у Вас между пальцев. Обычно Вы держитесь только за свободные концы, но некоторые более сложные движения требуют захвата строп.

Перед присоединением крыла наденьте шлем – нужнее всего он именно при занятиях кайтингом. Пилоты получали серьезные травмы будучи пристегнутыми к крылу, которое ловило сильные порывы ветра. Единственным исключением может быть, если кто-то в безветренную погоду просто показывает как обращаться со стропами.

Ели есть возможность, используйте что-нибудь, имитирующее ручку управления двигателем (РУД); это здорово поможет при переходе к мотору. После изучения основ кайтинга, начинайте практиковаться с симулятором РУД в той руке, в которой она будет у Вас при использовании мотора.

Распутывание строп: укрощение петель

Легче это предотвратить, но, если уж стропы запутались, то следующие шаги должны помочь. Что бы Вы ни делали, ничего не отсоединяйте! Найдите чистую открытую площадку и разложите крыло как для прямого старта. Если есть такая возможность, то подъём крыла между шагами может подсказать решение.

  1. Закрепите клеванты на штатном месте и разведите свободные концы насколько это возможно. Оттяните свободные концы от задней кромки на столько, на сколько позволит «борода» и потрясите, чтобы избавиться от того, что может распутаться само.
  2. Убедитесь в отсутствии перехлёстов, когда стропа проходит под задней кромкой, вокруг крыла и выходит над передней кромкой. Если таковые имеются, обведите стропы вокруг крыла (если нужно, протяните крыло через петлю) так, чтобы они лежали сверху вместе с остальными стропами.
  3. Раскрутите свободные концы. На ранних этапах может быть трудно определить, в какую сторону это нужно делать, но, по ходу дела, убеждайтесь, что они раскручены. Пробуйте потрясти свободные концы.
  4. Удалите веточки и убедитесь, что в блочках свободных концов и клевантах ничего не застряло.
  5. Найдите и распутайте петли. Устранение одной петли может распутать весь узел.
  6. Подняв свободные концы вверх и разведя их в стороны, плавно подвигайте их взад-вперед так, чтобы стропы потерлись одна о другую.
  7. Поднимите распутанный ряд А вверх с небольшим натяжением, чтобы помочь избавиться от остальных сплетений. Затем попробуйте натягивать и отделять стропы рядов B, C и D.
  8. Если ничего из вышеперечисленного не помогло, начните от крыла. Вытяните внутреннюю стропу ряда А до соединительного звена на свободном конце. Над этой стропой ряда А не должно быть никаких других строп – она должна проходить чисто до самого крыла. Возьмите свободный конец этой стропы и поднимите её над всеми остальными. Расположите свободный конец ряда А в правильном положении и, слегка натянув, Вы сможете яснее увидеть, что нужно сделать. По всей вероятности, Вам придется обносить свободные концы вокруг некоторых натянутых строп.

Подготовка крыла

Раскладывание и установка триммеров

Извлеките крыло из мешка, при этом держите свободные концы вместе, но отдельно от всего остального. Отсоедините их один от другого (если они были соединены) и разложите крыло перпендикулярно ветру как показано ниже на фото 1. Не допускайте, чтобы свободные концы перекручивались вокруг каких-либо строп! Уложите крыло верхней поверхностью на землю так, чтобы стропы были сверху, свободные концы лежали с наветренной стороны, а воздухозаборники (передняя кромка) были с подветренной. При слабом ветре аккуратность, с которой Вы это проделаете – залог успешного старта.

Небольшая “U” или “V”-образная форма (рисунок 9) помогает пилоту занять позицию по центру, а крылу – подняться ровнее. Большинство пилотов находят это полезным, хотя так крыло может наполняться немного медленнее, чем при прямой раскладке.

Установите триммеры в среднее положение, между самым быстрым (коротким) и самым медленным. Рефлексные крылья обычно следует устанавливать в нейтральное (0) положение, но, как всегда, ознакомьтесь с руководством на крыло.

Распутывание строп

Любая путаница в стропах помешает успешному старту. Поднимите каждый ряд и убедитесь, что стропы идут чисто до самого крыла, особенно ряд А. Когда Вы держите свободный конец ряда А, не должно быть никаких петель или строп, висящих на стропах ряда А. Держа свободные концы в руке, не отстегивая клеванту со штатного места, потяните стропу управления чтобы слегка натянуть заднюю кромку крыла. Это поможет убедиться, что стропа управления и задняя кромка ни за что не зацепились.

Прямой и обратный старт

Термины подъём крыла и старт часто используют взаимозаменяемо, хотя подъем – это на самом деле просто постановка крыла над головой. Прямой (передний) старт (или подъем) – это когда пилот начинает бежать с крылом, разложенным у себя за спиной.

Обратный старт, использующийся при ветре свыше, примерно, 6 миль в час (2,7 м/с), это когда пилот стоит лицом к крылу, поднимает его над головой, а за тем разворачивается для старта. Технически это обратный подъём, так как после разворота никаких отличий от прямого старта нет.

Слабый ветер (Передний старт)

В результате подготовки к прямому старту Вы должны быть в таком положении, как показано на фото (7). Ничто не должно лежать на стропах ряда А от свободных концов и до крыла (8).

При старте важно не зажимать ряды А в руках, а дать им возможность скользить в открытых ладонях, как показано на нижнем фото.

Есть очень мало исключений (некоторые виды крыльев), где Вам действительно нужно сжимать и тянуть ряды А, но не на крыльях для новичков. Инструктор Вам подскажет.

Слабый ветер – это здорово для моторных полётов, но усложняет взлет. Если Вы не на побережье, то большинство первых полётов, вероятно, будут проходить при слабом ветре. Это означает много практики по отработке навыка прямого старта, который Вам здорово пригодится.

Основной приём подобен тому, который используют «свободники» и может отрабатываться дома без мотора. Другие приемы в той или иной мере используют тягу двигателя.

Избегайте прямого старта в более сильный ветер. При наполнении крыла свежий ветер может опрокинуть Вас на спину в положение «черепахи».

Пристегивание крыла

Этот процесс отображен на последовательности снимков, которая начинается на предыдущей странице. Крыло должно быть разложено, как на фото (1), ряд А наверху. Станьте между свободных концов лицом от крыла (2); если есть ветер, то в этом положении он должен дуть Вам прямо в лицо, иначе крыло будет подниматься неровно, стремясь развернуться на ветер. Чтобы в процессе не нарушить раскладку, отступите на несколько футов назад к крылу.

Поднимите левые свободные концы петелькой вниз и рядом А вперед (3). Представьте как они будут выглядеть в полете. Пристегните их к карабину, а затем дайте им повиснуть вперед и вниз (4), чтобы открылась задняя часть с клевантой. Повторите для других свободных концов.

Возьмите в левую руку левую клеванту, а в правую руку – правую. Отведите клеванты в стороны и убедитесь, что стропы легко проходят через блочок (или кольцо) и не имеют петель (5). Не выпускайте клеванты из рук на протяжении всего остального процесса.

Теперь обратите внимание на кадры от 5а до 5с. Клевантыотпущены, чтобы не закрывать вид. Начиная с правой руки, отведите указательный палец вперед, а большой вверх, как будто Вы делаете пистолет (5а). Поднимите «пистолет» вперед к свободным концам/стропам с внутренней стороны, захватывая ряд А поднятым большим пальцем (5b). Свободный конец ряда А находится между большим и указательным пальцами, а «пистолет» смотрит примерно под углом 450 (5с). Остальные свободные концы/стропы будут свешиваться через Вашу руку, но стропы ряда А должны идти к крылу чисто и поверх них не должно быть ничего. Повторите для левой стороны. Вам может быть неудобно держать в ладони клеванты и стропы ряда А, но должно получиться, как на кадре (6).

И вот Вы стоите лицом от крыла, с клевантой в каждой руке (7) и свободными концами ряда А между соответствующими большим и указательным пальцами. Если у Вашего параплана разделенные свободные концы, то берите на большой палец только часть со стропами, идущими к центру крыла. Оставайтесь достаточно близко от крыла, чтобы случайно не завалить переднюю кромку на крыло, что затруднит старт. Когда у Вас появится навык, инструктор может предложить Вам поднимать крыло с симулятором ручки управления двигателем в руке.

Очень важно, чтобы Вы находились по центру крыла и лицом строго в противоположную сторону от него. Помощь инструктора здесь бесценна. Он поможет Вам разобраться с нюансами, которых имеется несколько. Чтобы убедиться, что Вы находитесь по центру, посмотрите где находится центр крыла и расположите свое тело напротив, затем осторожно идите вперед, пока не почувствуете легкое натяжение ряда А, но без заворачивания передней кромки крыла. Сдвиньтесь влево или вправо так, чтобы натяжение было одинаковым. При центровке Вы должны ощущать только вес строп, а не тянуть за них.

Сделайте шаг назад к крылу и определите направление, в котором Вы будете бежать (прямо от крыла). Некоторые пилоты стараются найти в нужном направлении какой-нибудь ориентир. Вы должны быть по центру и перпендикулярно крылу, и бежать прямо, чтобы крыло поднялось ровно. А если есть хоть какой-нибудь ветер, Вы должны бежать на него. Небольшая боковая составляющая, до 300, допускается, если она не превышает по скорости примерно 2 миль в час (0,9 м/с). Не пытайтесь этого делать при любом ветре с задних направлений.

Разбег

Когда Вы начинаете разбег, действуйте твердо! Стремительно двигайтесь от крыла грудью вперед, чтобы быстро натянуть стропы. Преодолевайте сопротивление, упираясь ногами и напирая телом; руки позади, но открытые ладони толкают ряд А вверх. Некоторые крылья требуют толкать ряд А сильнее, в то время, как у других даже при легком усилии происходит подворот передней кромки (передняя кромка загибается вниз). Инструктор Вам об этом скажет.

Продолжайте двигаться телом вперед, скорость – это жизнь. Руки позади. Давление на ряды А – по необходимости. Если есть хоть какой-нибудь ветер, крыло при движении вперед и вверх будет очень сильно тянуть назад. Когда Вы думаете, что крыло уже над головой, посмотрите вверх или влево через плечо, чтобы убедиться, что крыло поднялось ровно, но при этом продолжайте двигаться!

Двигайтесь с крылом. При обратном кайтинге, если крыло начинает валиться вправо: ступайте вправо и тяните правой рукой правую клеванту, как пилот на фото. Если крыло начинает падать влево, шагайте влево, тяните левую клеванту. Если крыло пытается перелететь через Вас, тяните обе клеванты. Если оно оседает вниз, поднимите клеванты и двигайтесь назад, чтобы обеспечить большую скорость обтекания.

При прямом кайтинге, если крыло валиться вправо, шагайте вправо, натягивая левую стропу управления.

Двигаясь против ветра Вы можете добиться большей скорости воздушного потока над крылом. Это обеспечит большую скорость обтекания и лучшую управляемость если, конечно, Вас не начинает отрывать от земли.

На некоторых крыльях, особенно рефлексных моделях, толкать ряды А придется довольно долго, по крайней мере, пока не наберете определенную скорость, а крыло полностью поднимется. Такие крылья требуют большего воздействия на ряд А, но зато они не склонны обгонять пилота и получать подворот передней кромки.

Вы научитесь чувствовать слабую тягу, слева или справа, со стороны натягивающихся строп. Если крыло начинает тянуть влево, смещайтесь влево настолько, чтобы оставаться под крылом, при этом продолжая бежать вперед. Попытка посмотреть вверх на крыло слишком рано может Вас замедлить. Пробуйте поворачивать голову влево или вправо и смотреть на кончик крыла вместо того, чтобы смотреть прямо вверх.

Позже, когда Вы будете делать это с мотором, Вы будете отклоняться назад против тяги мотора. Сейчас же Вам придется наклоняться вперед, чтобы обеспечить достаточно тяги. В безветренную погоду в начальной фазе разбега Вы будете чувствовать слабое сопротивление. Продолжайте бежать вперед, скорость = успех.

Даже при ветре в пару миль в час (0,9 м/с) крыло поднимется гораздо быстрее, чем в полный штиль. Оно попытается остановить Ваш импульс вперед, затем быстро поднимется вверх и захочет Вас обогнать; будьте готовы кратко потянуть клеванты, чтобы замедлить его движение вперед, затем отпустить их. Большая часть неудачных передних подъёмов происходит из-за недостаточной скорости, слишком быстрого отпускания ряда А или излишнего затягивания клевант. Но даже с немного неровным подъемом можно справиться, если Вы наберете скорость, сместитесь под крыло и уменьшите (или полностью снимете) натяжение клевант.

Движение под крылом

При разбеге или переднем кайтинге Вы должны подходить под крыло. Если оно клонится вправо, Вы должны идти вправо; если оно клонится влево, Вы должны идти влево. Во время набора скорости не применяйте совсем или применяйте минимальное натяжение клевант, а затем используйте такое натяжение, которого будет достаточно для управления и удержания крыла от перелетания. Это дастся нелегко, крыло будет тянуть Вас влево, и Вам, чтобы оказаться под крылом, нужно будет идти влево еще больше. Подавите инстинкт тянуть против крыла – оно всегда победит.

При подъеме Вы должны держать ряды А в руках, толкая их вверх и вперед чтобы помочь крылу выйти наверх. На некоторых моделях Вы должны продолжать толкать ряды А, пока крыло не поднимется полностью, а Вы не будете двигаться вперед с достаточной скоростью. После этого отпустите ряд А и потяните клеванты, но не больше, чем требуется для удержания крыла от перелетания через Вас. Нет смысла что-либо делать с клевантами, пока Вы не наберете скорость. Это только вызовет падение крыла назад. Когда Вы наберете скорость, можете делать все, что требуется для управления. Правая клеванта – для поворота вправо, левая – для поворота влево.

С установившимся движением вперед и отцентрованным крылом целью является поддержание такой скорости (набегающего потока воздуха), при которой можно контролировать крыло одними клевантами. Чем выше скорость набегающего потока, тем лучше контроль. Если крыло идет влево или вправо, двигайтесь с ним, но не больше, чем требуется. Слишком сильный поворот тела может бросить Вас в другую сторону и начнутся зигзагообразные колебания, которые усиливаются по мере утраты контроля над крылом. Вы бежите вправо, а крыло идет влево в последовательности усиливающихся колебаний, заканчивающихся падением или хуже. Для возвращения в правильное положение изменяйте направления и воздействуйте на стропы управления понемногу. Это - тонкий танец, который Вам еще придется осваивать, но, когда он удается, Вы получаете массу удовольствия.

Не забывайте, что, когда Вы делаете это с мотором, Вы должны толкать тягой и стоять прямо.

Прямой кайтинг

Большинство крыльев начинают быть управляемыми при скорости ветра минимум 6 миль в час (2,7 м/с) и чем выше скорость, тем лучше, примерно, до 12 миль в час (5,4 м/с). Если ветра нет совсем, то тогда Вы должны обеспечить все 6 миль в час бегом, что для большинства людей является предельным усилием. Ценность хоть какого-нибудь ветра становится болезненно очевидной после нескольких попыток поднять 20+ квадратных метров крыла над головой. Хорошо, если Вы можете отрабатывать подъем только за счет бега, поскольку это очень полезный навык, но тренировки в безветрие требуют много труда.

Передний кайтинг демонстрирует важную особенность поведения крыла: если Ваше тело движется влево, то крыло пойдет вправо, и будет продолжать это движение, пока не упадет на землю. Это подтверждает важность нахождения по центру крыла. Для того, чтобы намеренно двигаться вправо, Вы сначала можете немного повернуть влево, чтобы крыло пошло вправо, а затем следовать за крылом. Слегка направляйте крыло. Если оно находится справа, но идет влево,то для остановки крыла потяните правую клеванту за пару секунд до того, как оно окажется над голово й в нужном положении. Воздействие на клеванту должно быть минимально необходимым.

Ветер свыше 6 миль/час (2,68 м/с) (Обратный подъем)

Начальная стадия Вашей подготовки будет включать много обратного кайтинга. Для этого Вам нужен будет ветер силой, по крайней мере, 7 миль/час (3,13 м/с). Некоторые школы могут обучать кайтингу без подвески. Об этом полезном навыке написано в Главе 15.

Совет: альтернативный метод пристегивания для обратных подъемов заключается в том, чтобы выполнять его как при более наглядном прямом методе. Это может быть легче «свободникам», начинающим летать с мотором. Подойдите к крылу, как при прямом старте, но станьте не между свободными концами, а рядом с ними (1). Возьмите оба свободных конца, стоя лицом вперед, и поднимите их над Вашим правым плечом (2). Продолжая стоять лицом от крыла, пристегните правые свободные концы к правому карабину, а левые – к левому как при прямом старте. Не перекручивайте их. Представьте как они будут выглядеть, когда крыло поднимется.

(3) Когда Вы пристегнетесь, свободные концы и стропы будут заворачиваться вокруг Вашей правой стороны. Теперь повернитесь вправо к крылу – Вы готовы. После подъема крыла Вам нужно будет развернуться влево. Если Вы предпочитаете разворачиваться вправо, проделай те эти же действия с другой стороны.

Обратное пристегивание: Станьте лицом к крылу. Стропы разложены по направлению к Вам (1), ряды А сверху. Поднимите свободные концы и держите их вместе рядами А вверх. Поверните их на пол-оборота против часовой стрелки рядами А вниз (3). Разведите свободные концы и присоедините каждый к ближайшему карабину (4, 5). В результате Вы должны оказаться пристегнутым к перекрещивающимся свободным концам клевантами наверх, повернутым на пол-оборота. Возьмите в правую руку правую клеванту. Она может быть под левыми свободными концами или стропами, просто запустите под них руку, возьмите клеванту и потяните к себе. Стропа управления не должна обвивать свободные концы; от блочка она должна идти прямо Вам в руку (6). То же проделайте и левой рукой, возьмите в нее клеванту с левых свободных концов.

Пристегивание при обратном старте

«Свободники» пристегиваются как для прямого старта, а затем разворачиваются, перенося стропы одной стороны через голову. С ограждением мотора это сделать сложнее, поэтому используются другие приемы.

Существует на удивление много способов пристегиваться для обратного старта, но мы рассмотрим самые распространенные: пристегивание лицом к крылу таким образом, что после разворота для старта все оказывается в надлежащем состоянии, как показано в блоке «Обратное пристегивание».

Это кажется сложным, но, когда Вы поднимете крыло и развернетесь (следуя приведенным инструкциям, Вы будете разворачиваться влево), всё волшебным образом окажется в правильном положении. Ваша правая рука будет управлять правой клевантой, а левая рука – левой.

После того, как Вы пристегнулись, сместите точку пересечения свободных концов ближе к карабинам, затем, держа в руках клеванты, возьмитесь за ряды А как показано на рисунке. Как альтернатива и для моторных стартов можно взять оба ряда А в левую руку. У крыльев с разделенными свободными концами ряда А можно взять в руки все четыре конца, но, как правило, на таких крыльях лучше брать только концы внутренних строп. В конце концов, Вам придется держать в правой руке (или левой в зависимости от конфигурации мотора) еще и ручку управления двигателем. Будет неудобно, но тренировки это исправят. Этому можно учить разными способами – придерживайтесь того пути, который лучше всего знаком Вашему инструктору. И вот Вы готовы «выстраивать стенку».

Строительство: выстраиваем стенку.

Выстраивание "стенки" помогает убедиться, что Вы располагаетесь по центру крыла, а стропы не спутаны. Для того, чтобы выровнять "стенку", сместитесь в направлении более высокой стороны.

Во время наполнения крыло ведет себя как "стенка": во время нескольких первых футов подъёма смещение пилота в направлении более высокой стороны поднимет низкую сторону. Но, когда крыло пройдёт 450, это больше не будет работать. Крыло проходит этот участок очень быстро, поэтому исправить неровный подъём таким способом вряд ли получится.

Если крыло поднимается неровно, опустите его обратно и попытайтесь снова, начиная с ровной "стенки". Как только крыло поднимется выше 450 всегда смещайтесь в направлении центральной камеры.

«Выстраиванием стенки» называется частичное наполнение лежащего на земле крыла в умеренный ветер (для этого нужно около 8 миль в час (3,58 м/с)). Это позволяет контролировать крыло во время проверки на правильность расположения, чтобы, когда Вы будете готовы его поднять, оно вышло отцентрованным. Выстраивание стенки – это первое, что нужно сделать после обратного пристегивания, поскольку это увеличивает вероятность успешного подъема при обратном старте. Это, так же, хорошее упражнение по управлению крылом.

Для выстраивания стенки разложите и пристегните крыло как было описано выше. Держа клеванты, возьмите в каждую руку по ряду А. Будьте готовы затянуть клеванты если крыло попытается взмыть вверх до того, как Вы будете готовы. Обеспечьте небольшое натяжение клевант своим телом, сделайте шаг вперед и отклонитесь назад, прикладывая к рядам А направленное вверх усилие.Если ветра достаточно, крыло начнет подниматься. В момент отрыва от земли отпустите ряды А и натяните стропы управления чтобы вернуть его вниз, но не очень сильно. Нам нужно, чтобы оно стояло по стойте «смирно» с передней кромкой в нескольких футах над землей. Проделайте это несколько раз. Поначалу будет трудно даже просто найти два свободных конца ряда А, но практика даст результат.

Когда «стенка» построена, Вы можете регулировать её высоту, делая шаг к крылу или от крыла. Выравнивание «стенки» выполняется смещением в сторону более высокой стороны. Вы, так же, можете потренироваться держать оба ряда А в руке, не занятой ручкой управления двигателем, чтобы быть готовым добавить мощности. Обращаясь с рядами А, привыкайте поднимать крыло работая, в основном, телом и возвращать вниз клевантами. Здесь важно действовать своевременно. Нужно только дать крылу оторваться от земли и тут же снова вернуть его обратно. Задняя кромка не должна подниматься больше, чем на несколько футов. Когда у Вас появится опыт, Вы сможете это делать, даже не отрывая заднюю кромку от земли.

Используйте тело, а не ряды А. Рядами А только помогайте ему; если передняя кромка деформируется – Вы тянете их слишком сильно. Натяжение на стропах должно распределятся более ровно, особенно, если ветра едва достаточно. У некоторых крыльев Вам вообще не нужно тянуть ряды А, что улучшает ощущение тяги крыла.

Обратный подъём

В какую сторону разворачиваться?

Планируйте разворот в сторону, противоположную руке с РУД. Если у Вашей машины РУД расположена с правой стороны (как на рисунке), то планируйте разворот влево. Со временем Вы поймёте, что это удобно, так как во время разворота Вы можете держать ряды А дольше, как показано на рисунке ниже.

После того, как «стенка» выровнена и выглядит красиво (если есть достаточно ветра для «стенки»), слегка опустите её, сделав шаг вперед, и приготовьтесь отклониться назад. Когда будете готовы, сделайте несколько шагов назад, нагружая свободные концы весом тела, а руками (или рукой, если используется только одна рука) потяните ряды А, но не больше, чем это нужно. Это действие должно больше напоминать бросок, чем отход. В противном случае Вы закончите волочением крыла по земле. Используйте тело, а не только ряды А.

Во время подъёма крыла поддерживайте на рядах А некоторое натяжение до тех пор, пока крыло не будет почти у Вас над головой, затем отпустите. Приготовьтесь работать клевантами – может понадобиться «притормозить» крыло (потянуть клеванты, а затем слегка отпустить) если оно поднимается слишком быстро. В сильный ветер крыло будет подниматься быстро, поэтому Вы должны быть готовы отпустить ряды А раньше и немного потянуть клеванты. Затем ослабьте натяжение клевант, чтобы крыло не упало назад.

Если крыло поднимается медленно, то ряды А нужно будет держать все время подъёма. Даже не думайте о клевантах до тех пор, пока крыло не будет практически над головой. Чтобы крыло поднималось, продолжайте отходить назад.

При более сильном ветре крыло само будет подниматься быстро и даже может потащить вас за собой по ветру – будьте готовы. Вскоре после начала подъема крыло может заставить Вас сделать несколько шагов, несмотря на Ваше сопротивление. Пытайтесь сопротивляться и приготовьтесь предотвратить перелет клевантами (это называется демпфированием). Если при попытке притормозить крыло Вас поднимает вверх, отпустите стропы управления до тех пор, пока снова не развернетесь лицом к крылу и опустите его. Вы должны были изучить, как это делается.

Обратный кайтинг

Когда крыло успешно поднялось над головой, развлечение заключается в удержании его там. Как правило, при этом лучше как можно меньше затягивать стропы управления. Позже мы отработаем этот процесс, а пока шаги к успешному обратному кайтингу следующие:

Целью является удержание крыла над головой, стоя на одном месте и как можно меньше работая клевантами. Если это необходимо, то двигайтесь, но Ваша задача - научиться управлять крылом, не сходя с места и без чрезмерного воздействия на стропы управления.

1. Это обычное положение при обратном подъёме с мотором. Если ручка управления двигателем (РУД) находится справа, планируйте разворот через левую сторону.

Пристегните РУД, наденьте клеванты и возьмите оба ряда А в свободную (от РУД) руку, а РУД – в другую. Сначала это покажется неудобным, но со временем станет легче.

2. Основная мантра обратного кайтинга такая: одна рука вверх, одна – вниз, и двигайтесь живо. До того, как Вы научитесь достаточно хорошо удерживать крыло над головой только стропами управления, всегда смещайтесь в сторону центральной секции. Если реакция от воздействия на стропы управления недостаточна, двигайтесь назад для увеличения скорости воздушного потока над крылом.

Еще одно преимущество минимального воздействия на стропы управления – меньшая вероятность быть оторванным от земли. Если крыло наклонено назад, а задняя кромка не наполнена (как будет при натянутых стропах управления) Вы будете уязвимы при порывах ветра. Это примерно как выставить руку в окно быстро движущегося автомобиля – если рука повёрнута под углом вверх, поток воздуха будет толкать её вверх и назад, но если она имеет более обтекаемую форму, то воздействие будет гораздо слабее.

В слабый ветер для обеспечения хорошего управления может быть нужно идти назад для того, чтобы обеспечить достаточный воздушный поток над крылом. В конце концов, если ветер не достаточно сильный, то Вам придется создать его самому. Поток воздуха (скорость обтекания крыла) – это жизнь. Чем она выше, тем лучше управляемость.

Если крыло перелетает через Вас, натягивайте обе стропы управления, если опускается назад – отпускайте клеванты и двигайтесь назад (от крыла).

Путем таких управляющих воздействий и движений Вы можете научиться держать крыло там, где нужно, даже в слабый ветер. Крылья, которые поднимаются легче, более склонны к подворотам передней кромки.

Отрабатывайте кайтинг, пока это не станет второй натурой. Кроме удовольствия от тренировок хорошие навыки управления крылом дают возможность хорошо стартовать. Это тот минимум, который Вы должны освоить для управления крылом, особенно в сильный ветер. Более продвинутые приемы будут описаны позже.

Альтернативный метод кайтинга в тренировочных целях: кайтинг с неперекрещенными свободными концами

Обычный способ кайтинга лицом к крылу может, по началу, сбивать ученика с толку, поэтому некоторые инструкторы, чтобы поскорее перейти к кайтингу, применяют способ с неперекрещенными свободными концами. Однако, в конце концов, должен быть освоен обычный метод, поэтому не стоит долго этим заниматься.

Кайтинг с неперекрещенными свободными концами

С целью привлечь учеников к кайтингу раньше некоторые инструкторы пристёгивают крыло не перекрещивая стропы. Хотя так Вы можете освоить работу с крылом быстрее, не занимайтесь этим долго, поскольку управляющие движения будут обратными тем, крторые Вам нужно будет освоить для старта.

Независисмо от метода кайтинга все время оставайтесь под крылом и все время двигайтесь из стороны в сторону, пока Вы не научитесь чувствовать на сколько можно нагружать стропы управления, не вызывая падения крыла.

Вы пристегиваете крыло по упрощенному варианту; стропы идут к крылу не пресекаясь. Недостаток - воздействие на стропы управления обратное тому, которое Вы освоите в конечном итоге. Этот метод легче освоить и, в то же время, он обеспечивает хорошее чувство крыла и дает понятие, как оставаться по центру.

Это просто: пристегнитесь без перекрещивания свободных концов, ряды А смотрят вверх. Возьмите ближайшие к рукам клеванты с внешних сторон; не должно быть ничего перекрещивающегося. С клевантами в руках возьмите ряды А и поднимите крыло как было описано выше, в основном работая телом, но так же, и прикладывая необходимое усилие к рядам А.

Когда крыло будет подходить к позиции, будьте готовы притормозить клевантами, чтобы крыло не перелетело через Вас. После этого удерживайте крыло клевантами так же, как и при других способах. В слабый ветер Вам, вероятно, не нужно будет нагружать стропы управления вообще. Если крыло собирается упасть назад, двигайтесь назад, чтобы увеличить скорость обтекания крыла воздухом. Если крыло начинает падать влево, шагните влево и натяните стропу управления правой рукой и наоборот, если оно падает вправо. Только сторона воздействия на стропы управления будет противоположной той, которая будет при обычном методе с перекрещенными свободными концами.

Занимаетесь ли Вы кайтингом с прямыми или перекрещенными свободными концами, наблюдайте за тем, как движется задняя кромка, и мысленно представляйте себе, как она замедляет ту часть крыла, что, в точности, и происходит. Это сделает его поведение и реакции более понятными.

Занимайтесь кайтингом с неперекрещенными свободными концами не дольше, чтобы получить чувство крыла (или не занимайтесь вообще) поскольку, до перехода к тренировкам с мотором Вам придется переучиваться нормальному способу (смещаетесь влево, тянете левую клеванту левой рукой).

Поворот и разбег

Как только Вы научитесь уверенно держать крыло над головой, следующим шагом будет разворот и передний кайтинг. Если Вы пристегнуты, как описано выше, Вы должны поворачивать влево (против часовой стрелки).

Удерживая крыло над головой по центру, сделайте шаг назад (против ветра, который дует Вам в спину) чтобы крыло начало двигаться, быстро развернитесь и продолжайте движение вперед. Особенно важно продолжать двигаться вперед в слабый ветер. Если нужно, наклонитесь, но помните, что с мотором Вы будете стоять прямо, а чтобы продолжать движение, будете добавлять газ. Если Вам нужно будет бежать, например, влево, то лучше до разворота слегка наклонить крыло влево.

Вы должны развернуться и двигаться. Скорость – это жизнь, поскольку, для эффективного управления клевантами важна скорость набегающего потока воздуха. Самая распространенная причина неудачи – это падение крыла назад или в сторону. Это обычно предотвращается быстрым движением. Как только Вы взяли крыло под контроль, Вы выполняете передний кайтинг как было описано выше.

Опускание крыла

Этот С-срыв быстро деактивирует крыло. Он выполняется путем опускания вниз на всю длину свободных концов ряда С. Пока крыло полощется на земле, отпустите ряды С и затяните стропы управления настолько, насколько нужно, чтобы крыло оставалось внизу.

На некоторых крыльях для этого лучше использовать последний ряд (ряд D на четырехрядных стропных системах).

В сильный ветер воспользуйтесь следующей рекомендацией: удерживая ряды D (или C) максимально оттянутыми назад, переложите их в одну руку. Другой рукой захватите все стропы, включая и натянутые D так, чтобы удерживать их натянутыми. Соберите крыло обычным способом (в "розочку"). Ряды Dбудут оставаться натянутыми, что уменьшает вероятность повторного подъема крыла.

Вы можете просто дать ему свалиться в кучу, но это будет беспорядочно и неудобно. Намного лучше опустить его так, чтобы его былолибо легко поднять повторно, либо легко убрать.

Развернитесь в сторону, обратную той, в которую Вы разворачивались для переднего кайтинга. Вы получите перекрещенные как перед стартом свободные концы. Повернувшись лицом к крылу, потяните клеванты достаточно глубоко для того, чтобы крыло ровно завалилось назад. Поворачиваться можно в любую сторону, но проще выработать привычку каждый раз разворачиваться в одну сторону, чтобы иметь возможность повторно поднять крыло в привычной манере.

Перед самым касанием крылом земли, чтобы передняя кромка легла лучше, сделайте шаг в сторону крыла. Это обеспечит несколько более легкий подъем или складывание.

Если погода ветреная, Вы можете положить крыло на бок, затягивая одну клеванту больше, чем другую. Это уменьшает его тенденцию к повторному подъему. Сильный ветер может вообще затруднить опускание крыла (смотри Главу 15). Одно из решений – путем приседания с одновременным отпусканием строп управления дать крылу уйти вперед почти до точки подворота передней кромки. Затем, одним быстрым движением встаньте и затяните стропы управления. Крыло сильно дернет в течение короткого промежутка времени, когда оно будет проходить через «полосу силы» (район наибольшей тяги).

Сильный ветер – это хорошая возможность отработать также и С-срыв. Можно использовать, так же, ряды B или D с несколько меньшей эффективностью. Вытяните обе руки вверх на сколько возможно высоко, возьмитесь за свободные концы (не за стропы) ряда С и потяните вниз настолько глубоко, насколько возможно. Если крыло опустилось и полощется в нескольких футах над землей, Вам придется бежать к нему, а когда оно опустится на землю, обежать вокруг и за него. Бег в сторону крыла может быть единственным способом полностью уложить его на землю. Не отпускайте ряды С, пока Вы не обежите крыло!

Добавляем мотор

Перед добавлением мотора, попробуйте позаниматься кайтингом с симулятором РУД (РУД, которая ни к чему не подключена). Вы удивитесь, насколько это небольшое дополнение приводит в замешательство и оцените важность такой тренировки.

Ниже приводится описание для правосторонней РУД. Если у Вас левосторонняя, Вы будете держать ряды А в правой руке. То, с какой стороны расположена РУД, не имеет большого значения, но если у Вас есть спасательный парашют, то лучше, чтобы он был со стороны, противоположной РУД.

Определите положение кнопки остановки двигателя и практикуйтесь в её нажатии. Это действие должно быть отработано до автоматизма на случай, когда события принимают плохой оборот. Будет много ситуаций, когда Вы окажетесь во власти ветра, и способность быстро заглушить двигатель сэкономит много денег. Во время кайтинга с симулятором РУД практикуйте нажатие (и удержание) кнопки остановки каждый раз, когда крыло клонится вниз. Нажимайте её при первом признаке проблемы!

После обретения сноровки с симулятором РУД (что произойдет скоро), наденьте мотор и занимайтесь кайтингом с ним. Это утомительно, но Вам не придется делать это долго. Некоторые школы используют раму с грузами, позволяющую постепенно наращивать нагрузку до полного веса мотора, это полезный инструмент.

Учитесь «разворачиваться и бежать». То есть, когда крыло, двигаясь вперед, будет почти над головой, вам нужно будет сразу развернуться начать двигаться. Для имитации тяги мотора Ваш инструктор может Вас тянуть или толкать. Вы не должны даже думать о полете, пока не научитесь управлять крылом с двигателем, создающим тягу. Мотор обладает большой инерцией, поэтому, когда Вы поворачиваетесь, он будет стремиться продолжить разворот. Развернуться быстро и при этом не позволить мотору развернуть Вас мимо правильного положения – это вопрос ощущения.

После того, как Вы в достаточной мере овладеете этими навыками, Вы заведете мотор (есть несколько важных моментов, о которых нужно знать) и пройдете через все эти упражнения с работающим двигателем. Имейте в виду, что без должного внимания есть большая вероятность попадания строп в винт.

Перед пристегиванием крыла привыкните к органам управления на моторе путем добавления газа и прочувствуйте диапазон тяги. Отработайте остановку мотора.

  Предупреждение!

Больше серьезных травм происходят от попадания частей тела во вращающийся винт, чем от любых других причин. При обращении с мотором будьте предельно осторожны и не заводите его до тех пор, пока не пройдете специальный инструктаж.

Хранение крыла

Крылья любят прохладу, сухость и темноту. Тепло и химические вещества могут уменьшить прочность материала, а влага и её спутница плесень могут проесть дыры в нейлоне. Солнечный ультрафиолет ослабляет ткань и делает её пористой – это плохо. При среднем сроке службы в 300 часов, определяемом, в основном, воздействием ультрафиолета, и цене в 3000 $, купание в солнечных лучах стоит примерно 10 $ в час.

Перед сворачиванием крыла постарайтесь обеспечить отсутствие в нем насекомых. Лучше всего этого можно достичь, сворачивая или упаковывая его сразу после использования. Если кузнечики или другие живые существа попадут в крыло, они проделают отверстие, либо прогрызая себе путь на свободу, либо оставив свои маленькие кислотные останки. Если Вы обнаружили, что в крыле кто-то ползает, то найдите свободное от насекомых место и потрясите крыло за заднюю кромку, чтобы они выпали через отверстия в передней кромке. Это можно проделать и в помещении, но Вы поразитесь, насколько у крыла большие размеры. Можно, пока Вы работаете над одной половиной крыла, оставить другую половину сложенной. В нервюрах имеются отверстия для перетекания воздуха, которые обеспечивают, так же,и проходы для насекомых.

Перед уборкой крыла соедините свободные концы небольшим карабином или чем-либо еще. При сворачивании не допускайте, чтобы они проходили между строп. Для уменьшения риска запутывания при разворачивании держите их отдельно. Для этой цели служит мешочек для свободных концов, если таковой есть у Вас в наличии.

Розочка

Когда Вы закончили работать с крылом, возьмите свободные концы в левую руку, захватите все стропы правой рукой и протяните руку в сторону крыла. Вытянув руку на всю длину, сложите стропы кольцо в ту же руку, в которой Вы держите свободные концы. Не допускайте прохождения свободных концов между строп! Снова протяните руку и повторяйте, пока она не достигнет ткани, сформировав удобную для переноски большую розочку. Если есть ветер, обойдите крыло, чтобы ткань не вздыбливалась.

Укладывание в мешок

Укладывать в раскрывающийся мешок-«пончик» легко и быстро. Каждый раз укладывайте одинаково, со свободными концами, направленными от центра крыла, чтобы при его доставании в следующий раз Вы знали в каком оно идет направлении. Если есть мешочек для свободных концов – это здорово, но их можно пристегнуть и к ручке для переноски мешка. Важнее всего расположить свободные концы так, чтобы они не перемешались со стропами.

Укладка в мешок не лучше и не хуже сворачивания, хотя от укладки в мешок на крыле остается больше складок. Более новые крылья с жесткими усилениями нервюр у передней кромки выигрывают от сворачивантя в «аккордеон» (или концертину), при котором нервюры у передней кромки расправлены.

Сворачмвание

Сворачмвание занимает больше времени, но обеспечивает гораздо меньший сверток, что хорошо при перевозке, и оставляет меньше складок. Методов много, но приведенный ниже выполняется быстро и легко даже водиночку.

Прежде всего, укладывайте свободно. Тугая укладка, если выполняется часто, нагружает строчку и ослабляет швы. Чтобы они оставались жесткими, сохраняя летные характеристикия, избегайте избыточного изгибания майларовых передних кромок и усилений. Эти элементы помогают держать воздухоприемники открытыми при подъемах в слабый ветер и ускоряют восстановление после сложений в полете.

Разложите крыло плоско как для переднего старта (не придавая V-образной формы). Положите свободные концы на землю рядом с задней кромкой рядами А вверх, после чего сложите крыло, как показано на фото.




  назад    оглавление    вперёд